Древние славяне, как известно, были язычниками, обожествлявшими силы природы. Основными их богами являлись: бог земли и неба – бог Рот; бог грома, молнии, а также оружия и войны – Перун, Велес или Волос — бог скотоводства и богатства; Ярило или Дажь бог – бог тепла, света, расцветающей природы. Очень важны были боги, связанные с природными силами, которые оказывали влияние на земледелие.
В славянских вышивках распространен мотив богини в святилище. На них изображался огромный идол богини Макошь — «Матери Урожая» с руками, опущенными к земле. Эта поза богини может быть приурочена ко времени созревания колосьев, появления первых плодов в этом году. Макошь показывает на землю, которая уже произрастила растение, а в вышивках, посвященных весенним обрядам, Макошь воздевает свои руки к небу, т.е. к верховному богу с мольбой о дожде и солнце для посеянных только что семян. Большой идол Макоши часто сопровождается идолами рожениц — Лели и Лады.
Праздник Купалы – это высший летняя точка древних священных обрядов, песен и сказаний. Песни на Купалу составляют особый, очень архаичный и выделяющий цикл, они сопровождаются припевами «ту-ту-ту» или «то-то !» и в это же время обязательным стуком и притопыванием. Сюжеты купальских песнопений связаны с обязательным купанием, эротикой на игрищах, с отголосками жертвоприношений девиц богу реки, «Дунаю», а также со сбором целебных трав и пр. Ритуальная еда на этом праздновании — растительно-молочная. В купальском обряде главным был костер, через него попарно прыгали. Отголосок обрядности — игра в горелки. Основой будущего купальского костра был кол или столб, вбитый в землю, обвитый соломой, конопляником, вымолоченными колосьями, а сверху пук соломы, который собственно и называется Купалой, именно его и зажигают в ночь Купала.
Обряды и ритуальные действия
9 - октября - 2011