Европейские языческие праздники

какие были, какие из них сохранились до наших дней

Домовой

Опубликовал admin 31 - марта - 2011

159У славянских народов Домовой – домашний дух и мифологический хозяин, покровитель дома, который обеспечивает нормальную жизнь всей семьи и здоровье людей, животных, плодородие.
И от бесов отличается он тем, что вовсе не делает зла, только иногда шутит, может оказывать услуги, когда любит хозяина, хозяйку. А перед смертью кого-либо из семейства он воет, иногда показывается кому-нибудь и стучит, хлопает дверями. По поверью, живёт по зимам он около печи, на печи, если у хозяина лошади и конюшня, тогда помещается возле лошадей. Если же лошадь нравится ему, то домовой её холит, заплетает гриву, хвост и даёт корм ей, отчего добреет лошадь. И напротив, если животное ему не по нраву, он мучает его, подбивает его под ясли. Из этого мнения хозяева многие покупают лошадей именно той масти, что ко двору, а именно любима домовым.
Когда домовой полюбит домашних, то предупреждает он о несчастье, он караулит дом, двор; в противном случае – бьёт посуду, кричит и топает. Тому, кого он любит, завивает бороды и волосы в косы, кого не любит же, того щиплет ночью до синяков. По синякам этим судят о неприятности. Также наваливается он на спящего во время ночи и давит его, в это время ни пошевелиться нельзя, ни сказать слова. Обыкновенно напасть эта наваливается на спящих на спине, и спрашивают в это время, к худу это или к добру, домовой же мрачным голосом отвечает — «да» и «нет».


Многими считается, что не любит он зеркал, козлов, тех, кто спит возле порога или же под порогом. И иногда слышно, как он занимается какой-то хозяйской работой, сидя на хозяйском же месте, между тем этого не видно. В народе к домовому все питают уважение, мужичок боится чем-либо оскорбить его и даже остерегается произносить имя его без цели. И в разговорах домовым не называют его, а «дедушкой и хозяином, набольшим и самим».

Комментирование закрыто.


О сайте

«Язычество» - крайне неопределенный термин, который возник для определения всего нехристианского в церковной среде. Данный термин покрывает различные религиозные проявления исторического уровня. Славяно-русская часть языческого массива вычленяется только по локальному, этнографическому принципу. Этнографический материал: песни, заклинания, обряды, заговоры, сказки, игры, мифология, символический орнамент вышивки и пр., является сокровищницей народной мудрости, архивом истории познания человечеством природных явлений и мира.